Рабочая программа воспитания МБОУ Григорьевская СОШ на 2024-2025 уч.год

1

Содержание:
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ I. Целевой
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
1.2 Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ
1.3Направления воспитания
1.4 Целевые ориентиры результатов воспитания
РАЗДЕЛ II. Содержательный
2.1 Уклад общеобразовательной организации
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБОУ Григорьевская СОШ
разработана:
на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», с учѐтом Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана
мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий
по еѐ реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»
стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)

приказом Минпросвещения Российской Федерации № 992 от 16
ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования»;

приказом Минпросвещения Российской Федерации № 993 от 16
ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования»;

приказом Минпросвещения Российской Федерации № 1014 от
23 ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования»;

приказом Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30
сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения
федеральных основных общеобразовательных программ»;

приказом Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11
декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся»
Письма Министерства просвещения Российской Федерации
от 18
июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей
программы воспитания», в соответствии с примерной программой
воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22).
Программа является методическим документом, определяющим
комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой
в школе, разрабатывается с учетом государственной политики в области
образования и воспитания.
Программа
основывается
на
единстве
и
преемственности
образовательного процесса на уровнях начального общего, основного
общего, среднего общего образования, соотносится с примерными рабочими
программами воспитания для организаций, реализующих образовательные
программы дошкольного, среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной
3

воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися
личностных результатов образования, определѐнных ФГОС;
Разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей.
Реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьей и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания.
Предусматривает
приобщение
обучающихся
к
российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Предусматривает
историческое
просвещение,
формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на еѐ основе в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского,
патриотического,
духовно-нравственного,
эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного
воспитания.
Раздел I. Целевой
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных)
норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской
Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание
воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры,
традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Участниками образовательных отношений в части воспитании
являются педагогические и другие работники школы, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций в
соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными
актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей
перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в
4

школе определяются содержанием российских гражданских (базовых,
общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в
Конституции Российской Федерации.
С
учетом
мировоззренческого,
этнического,
религиозного
многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания
обучающихся включают духовно-нравственные ценности культуры народов
России, традиционных религий народов России в качестве вариативного
компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе,
в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и
потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с
приоритетами
государственной
политики
в
сфере
воспитания,
зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать
свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1. Цели и задачи
Современный российский общенациональный воспитательный идеал –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования, цель воспитания обучающихся
в школе: развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачами воспитания обучающихся в МБОУ Григорьевская СОШ
являются:
•
усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
5

•
формирование и развитие позитивных личностных отношений к
этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
•
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных
отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально
значимых дел).
•
достижение
личностных
результатов
освоения
общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.
1.2.
Личностные
результаты
освоения
обучающимися
образовательных программ включают:

осознание российской гражданской идентичности;

сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной
деятельности
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность, в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и
старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Воспитательная деятельность в образовательной организации
планируется
и
осуществляется
на
основе
аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности.
1.3. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской
6

идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней Российской государственности, изучение и уважение прав,
свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации; (ведется
совместная работа с территориальной избирательной комиссией)
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование
общероссийской культурной идентичности (проведение общешкольных
ключевых дел к Дню защитников Отчества, Дням воинской славы, Дню
Победы, Дню освобождения от немецко-фашистских захватчиков и другие);
- духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания,
справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства (посещение музеев и
театров региона);
- физическое воспитание: развитие физических способностей с
учѐтом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры
здорового образа жизни, эмоционального благополучия, личной и
общественной безопасности, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях (работа Школьного спортивного
клуба, участие в спортивных соревнованиях города и региона);
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной
деятельности;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и
защиты окружающей среды (участие в экологических акциях «Бегите воду»,
«Эколята», «Бумаге – вторая жизнь и др.);
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учѐтом личностных интересов и потребностей.
(участие в научно-практических конференциях онлайн и офлайн, конкурсе
чтецов, конкурсах и фестивалях науки и творчества).
1.4 На каждом уровне воспитания выделяются свои целевые
приоритеты
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
7

общего образования
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории,
расположении.
Сознающий
принадлежность к
своему народу,
этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему
своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и
обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Духовно-нравственное воспитание
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за
них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом
личных усилий человека, проявляющий готовность к сознательному
самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские
традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной
принадлежности).
Сознающий
и
принимающий
свой
половую
принадлежность,
соответствующие ему психологические и поведенческие особенности с учетом
возраста.
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
Испытывающий нравственные эстетические чувства к русскому и родному
языкам, литературе.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Эстетическое воспитание
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре,
8

восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, других
народов России.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Физическое воспитание
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию
своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа,
общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых
поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Экологическое воспитание
Понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы,
окружающей среды.
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны
природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами.
Познавательное воспитание
Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений
природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании,
научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных
областях.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования
Целевые ориентиры
9

Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую
идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском
обществе, в современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным
символам России, праздникам, традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской
государственности.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод.
Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и
взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том
числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).
Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление),
местного сообщества, родного края.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ,
его традиции, культуру.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом,
свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры
своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации.
Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих
земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в
науке, искусстве, спорте, технологиях.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего
народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом
осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные
нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного
выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и
10

нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия
людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и
ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества; испытывающий
чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному
наследию многонационального народа России
Эстетическое воспитание
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение
людей.
Знающий и уважающий художественное творчество своего и других
народов, понимающий его значение в культуре.
Сознающий значение художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в
искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства,
художественном творчестве.
Физическое воспитание
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в
обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и
других людей, близких.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
11

стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и
другим людям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других
людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых
дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого
рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в обществе.
Понимающий
необходимость
человека
адаптироваться
в
профессиональной среде в условиях современного технологического
развития, выражающий готовность к такой адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения
профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологическое воспитание
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных
наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования
своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды.
Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры в современном мире.
Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе,
окружающей среде.
Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя
в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий готовность к участию в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Познавательное воспитание
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учетом индивидуальных способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.
Развивающий личные навыки использования различных средств
познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде).
12

Демонстрирующий
навыки
наблюдений,
накопления
фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего
общего образования
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность
в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе,
современном мировом сообществе.
Сознающий свое единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством,
ответственность
за
развитие
страны,
российской
государственности в настоящем и будущем.
Проявляющий
готовность
к
защите
Родины,
способный
аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и
Российского государства, сохранять и защищать историческую правду о
Российском государстве в прошлом и в современности.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и
культурному наследию России.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации
в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным
признакам,
проявлений
экстремизма,
терроризма,
коррупции,
антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности
(школьном
самоуправлении,
добровольчестве,
экологических,
природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях,
программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий
приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания
его истории и культуры.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом,
деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу
России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную
идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, к национальным
символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране – России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении
общероссийской культурной идентичности.
13

Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого,
национального,
религиозного
самоопределения
семьи,
личного
самоопределения).
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания
последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой
личности,
свободы
мировоззренческого
выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности
человека.
Демонстрирующий
уважение
к
представителям
различных
этнокультурных групп, традиционных религий народов России,
национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения
конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, граждан, народов в России.
Способный вести диалог с людьми разных национальностей,
религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на
основе российских традиционных семейных ценностей, понимании брака как
союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в
ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о роли русского и
родного языков, литературы в жизни человека, народа, общества, Российского
государства, их значении в духовно-нравственной культуре народа России,
мировой культуре.
Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству
познания отечественной и мировой культуры.
Эстетическое воспитание
Знающий и уважающий художественное творчество своего народа,
других народов, понимающий его значение в культуре.
Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и
поведение людей.
Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном
обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах
искусства, художественном творчестве с учетом российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
14

собственного быта.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в
искусстве.
Физическое воспитание
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья, здоровья других людей.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая
активность),
стремление
к
физическому
самосовершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для
физического и психического здоровья привычек, поведения (употребление
алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные зависимости, деструктивное
поведение в обществе и цифровой среде).
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной среде.
Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся социальным,
информационным и природным условиям.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и
психологического состояния, состояния окружающих людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
готовность и умения оказывать первую помощь себе и другим людям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность,
материальные ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и
профессиональные достижения своих земляков, их социально значимый
вклад в развитие своего поселения, края, страны.
Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к
честному труду.
Участвующий практически в социально значимой трудовой
деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения норм
трудового законодательства.
Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой
деятельности в различных социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного
труда.
Ориентированный
на
осознанный
выбор
сферы
трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Выражающий осознанную готовность получения профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
15

успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования
трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки
в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и
трудиться в современном обществе.
Экологическое воспитание
Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов
на окружающую природную среду.
Применяющий знания социальных и естественных наук для решения
задач по охране окружающей среды.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе, окружающей среде.
Знающий и применяющий умения разумного, бережливого
природопользования в быту, в общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
Познавательное воспитание
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учетом своих способностей, достижений.
Обладающий представлением о научной картине мира с учетом
современных достижений науки и техники, достоверной научной
информации, открытиях мировой и отечественной науки.
Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных
представлений, идей, концепций, навыки критического мышления.
Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения
науки, научных достижений в жизни российского общества, в обеспечении
его безопасности, в гуманитарном, социально-экономическом развитии
России в современном мире.
Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

Раздел II. Содержательный
Настоящая программа содержит теоретическое положения и план
работы, направленные на формирование целостной воспитательной среды и
целостного пространства духовно-нравственного развития школьника,
определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную,
внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его
16

родителей (законных представителей). При этом обеспечивая духовнонравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым
российским ценностям:
Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское
общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
2.1. Модуль «Школьный урок»
Реализация
педагогами
воспитательного
потенциала
урока
предполагает следующее:
- организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате;
- установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, согласно
Уставу школы;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, кейсов и
дискуссий;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, викторины, тестирование кейсы, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- Олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок-деловая игра,
урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др. Учебноразвлекательные мероприятия (викторины, литературная композиция,
конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока; интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников.
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, помогает приобрести навык самостоятельного
17

решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем
управления позволяет создать условия для реализации ведущих принципов
образования XXI века: «образование для всех», «образование через всю
жизнь», образование «всегда, везде и в любое время».
У обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации,
социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно
и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к
миру.
2.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель)
организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в
данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Главное предназначение классного руководителя - изучение
особенностей развития каждого обучающегося в классе и создание условия
для становления ребенка, как личности, входящего в современный ему мир,
воспитать человека, способного достойно занять своѐ место в жизни.
Важное место в работе классного руководителя занимает организация
интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в
них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться, а с другой, установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Формированию и сплочению коллектива класса способствуют
следующие дела, акции, события, проекты, занятия:
классные часы: тематические (согласно плану классного
руководителя), посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы,
событию в классе, в городе, стране, способствующие расширению кругозора
детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и
полюбить свою Родину;
игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию
настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные,
направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе,
позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные к
подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие
получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа
жизни и заботы о здоровье других людей.
Немаловажное значение имеет:
18

- формирование традиций в классном коллективе: «День именинника»,
ежегодный поход «Есть в осени первоначальной…», концерты для мам,
бабушек, пап и т.п.;
- становление позитивных отношений с другими классными
коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного
дела по параллелям);
- сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их
родителей, чтобы найти вдохновителей для организации интересных и
полезных дел;
- создание ситуации выбора и успеха.
Формированию и развитию коллектива класса способствуют:
- составление социального паспорта класса
- изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и
другие личностные характеристики членов классного коллектива),
- деловая игра «Выборы актива класса» на этапе коллективного
планирования;
- проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности
классного коллектива с помощью организационно-деятельностной игры,
классных часов. Классное руководство подразумевает и индивидуальную
работу с обучающимися класса:
- со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими
трудности по отдельным предметам направлена на контроль за
успеваемостью обучающихся класса;
- с учащимися, находящимися в состоянии стресса и дискомфорта;
- с обучающимися, состоящими на различных видах учѐта, в группе
риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа направлена на
контроль за свободным времяпровождением;
- участие в общешкольных конкурсах;
- предложение (делегирование) ответственности за то или иное
поручение
- вовлечение учащихся в социально значимую деятельность в классе.
Классный руководитель работает в тесном сотрудничестве с
учителями-предметниками.
2.3. Модуль «Работа с родителями или их законными
представителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для лучшего достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Только когда все участники образовательного процесса едины и находят
контакт, тогда воспитание наиболее эффективно. Но бывает так, что родители
сами нуждаются в грамотной квалифицированной помощи.
Необходима организация работы по выявлению родителей (законных
представителей), не выполняющих обязанностей по их воспитанию,
19

обучению, содержанию ведется систематически и в течение всего года.
Используются различные формы работы:
- выявление семей группы риска при обследовании материальнобытовых условий проживания обучающихся школы;
- формирование банка данных семей;
- индивидуальные беседы;
- заседания Совета профилактики;
- совещания при директоре;
- совместные мероприятия с КДН и ПДН;
Профилактическая
работа
с
родителями
предусматривает
оптимальное педагогическое взаимодействия школы и семьи, включение
семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний,
общешкольных мероприятий с детьми и родителями - День семьи, День
матери, мероприятия по профилактике вредных привычек, родительские
лектории и т.д.
Кроме работы по просвещению и профилактике в школе проводится
активная работа для детей и их семей по создание ситуации успеха,
поддержки и развития творческого потенциала.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания
детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных
руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей, а также по вопросам
здоровьесбережения детей и подростков;
-взаимодействие с родителями посредством школьного сайта:
размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей,
школьные новости.
На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения
острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
- индивидуальное консультирование с целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.4.
Модуль «Внеурочная деятельность и дополнительное
образование».
20

Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется по
направлениям развития личности, определяемым образовательным
стандартом:
Направления

1-4 классы

5-9 классы

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Информационно- «Разговоры о
«Разговоры о
просветительск важном»
важном»
ие занятия
Программа «Ор- Программа «Я, ты,
лята России»
он, она – вместе цеТеатр
лая страна» (5 кл.)
ЗОЖ
Программа «Россия –
мои горизонты» (6-9
кл.)
Занятия по
Функциональная Естественно-научная
формированию
грамотность
грамотность
функциональной
грамотности
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

10-11 классы
«Разговоры о
важном»
Программа
«Россия – мои
горизонты»

Дополнительное (углубленное)
«Робототехника» -Клуб
изучение учеб«Робототехника»;
ных предметов
Удовлетворение «Спортивные
социальных ин- игры»
тересов и потребностей
обучающихся

- Отряд ЮИД;
- Отряд ДЮП;
- «Я – лидер»(Совет
старшеклассников)
- «Школа вожатых»;
- ШСП;
- Школьные медиа;
- РДДМ;
-ЮНАРМИЯ;
- «Школьный музей»;
- Школьный театр
«Арлекин»
- ШСК
- «Спортивные игры»
21

- «Школьный музей»;
- «Школьные медиа»;
- «Совет старшеклассников»;
-ШСК

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых
общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями;
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив,
проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их
интересами;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
школе осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися
курсов, занятий:
-патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности;
- духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным
религиозным
культурам
народов
России,
духовно-историческому
краеведению;
- интеллектуальной, научной, исследовательской, просветительской
направленности;
- экологической, природоохранной направленности;
-художественной, эстетической направленности в области искусств,
художественного творчества разных видов и жанров;
- туристско - краеведческой направленности;
- оздоровительной и спортивной направленности.
Информационно-просветительская деятельность. Курс внеурочной
деятельности: 1-4 классы: «Разговор о важном»; 5-11классы: «Разговор о
важном»;
6 – 11 «Россия – мои горизонты», занятия направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Художественно-эстетическая деятельность предполагает привитие
эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, творческих
способностей, чувства прекрасного. Работа ведется через реализацию
различных форм взаимодействия с природой, организацию выставок детского
рисунка, детских творческих работ, поделок, конкурсов, тематических
классных часов.
22

Туристско - краеведческая деятельность. Занятия, направленные на
воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Работа туристического клуба «Азимут», участие в соревнованиях «Школа
безопасности».
Спортивно-оздоровительная деятельность. Вводится для привития
детям привычек здорового образа жизни, их гармоничного психофизического
развития, формирования мотивации к сохранению здоровья. Методами
реализации выступают ведение просветительской работы, информирование о
полезных и вредных привычках, приобщение школьников к физической
активности в разных ее проявлениях.
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
 внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности, организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным
предметам, курсам, модулям (конференции, фестивали, творческие
конкурсы);
 организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся,
экскурсии, походы выходного с привлечением к их планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
- внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами МБОУ Григорьевская СОШ.

2.5. Модуль «Самоуправление.
Основная цель модуля «Самоуправление» заключается в создании
условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив
обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений, а также для
включения обучающихся школы в вариативную коллективную творческую и
социально-значимую деятельность.
Поддержка детского самоуправления
в
школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность,
самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации Участие в самоуправлении даѐт
возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях,
получить опыт конструктивного общения, совместного преодоления
трудностей, формирует личную и коллективную ответственность за свои
решения и поступки.
Детское самоуправление осуществляется через:
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета старшеклассников ;
23

- через деятельность детских общественных объединений
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям
обучающихся лидеров класса, представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с другими
коллективами, учителями;
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение обучающихся в планирование, организацию,
проведение различного рода деятельности.
2.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности
педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности.
Эта работа осуществляется через следующие формы воспитательной
деятельности:
- Циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку
к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
- Встречи с людьми разных профессий. Результатом такого
мероприятия могут стать не только новые знания о профессиях, но и
гордость конкретного ученика за родителей. В младших классах это
профессии родителей учащихся, в старшей школе ребята встречаются с
представителями бизнеса и героических профессий: пожарный,
военнослужащий, полицейский, следователь, что позволяет решать и задачи
военно-патриотического воспитания.
- Профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие
знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности. Это формирует представления о мире
профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в
различных видах деятельности. Частью этих игр могут быть деловые игры,
помогающие осознать ответственность человека за благосостояние общества
на основе осознания «Я» как гражданина России.
- Совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайнтестирования
(размещение
профориентационной
информации
на
официальном сайте школы, оформление стенда по профориентации, занятия
с элементами тренинга;
- Экскурсии на предприятия села. Такие экскурсии дают
обучающимся начальные представления о существующих профессиях и
условиях работы людей, представляющих эти профессии. Во время
24

экскурсии ученики могут наблюдать за деятельностью специалиста на
рабочем месте. При проведении экскурсии главное – сосредоточиться на
одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не
смотреть предприятие в целом. Для целей профориентации важно показать
существенные характеристики профессии.
- Посещение дней открытых дверей.
-Индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их
родителей
- Освоение обучающимися основ профессии в рамках различных
курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу
школы или в рамках курсов внеурочной деятельности.
2.7. Модуль «Ключевые школьные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть обучающихся и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с
педагогами в единый коллектив. В воспитательной системе нашей школы
выделяются тематические периоды традиционных дел. Главные дела
являются понятными, главное, в празднике - своеобразная форма духовного
самовыражения и обогащения ребенка.
На внешкольном уровне:
- проводимые для жителей села, семьями учащихся спортивные
состязания, праздники, которые открывают возможности для творческой
самореализации детей и включают их в деятельную заботу об окружающих:
спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весеннее
ассорти», флешмобы посвященные ко «Дню Народного Единства», ко «Дню
матери», ко «Дню учителя», ко «Дню космонавтики», «1 мая» и « Дню
Победы», эстафета посвященная 9 мая.
На школьном уровне:
общешкольные праздники– ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы;

День Знаний, как творческое открытие нового учебного года,
где происходит знакомство первоклассников и ребят, прибывших в новом
учебном году.

Последний звонок. Каждый год – это неповторимое событие,
которое позволяет всем участникам образовательного процесса осознать
важность преемственности «поколений» не только учащимися выпускных
классов, но и младшими школьниками. Последние звонки всегда
неповторимы, в полной мере демонстрируют все таланты выпускников, так
25

как целиком и полностью весь сюжет праздника придумывается самими
ребятами и ими же реализуется.

День учителя. Ежегодно обучающиеся демонстрируют
уважительное отношения к учителю, труду педагога через поздравление,
творческих концертов. Данное мероприятие формирует доброжелательное
отношение между обучающимися и педагогами, развитие творческих
способностей обучающихся.

Праздник «8 Марта». Традиционно обучающиеся совместно с
педагогами создают праздничное настроение, которая помогает
обучающимся в раскрытии их способностей, учиться преодолевать
застенчивость, обретать уверенность в себе, продолжать выразительно и
эмоционально читать стихи, участвовать в сценках, играх. Работать над
сплочением коллектива.

Празднование Дня Победы в школе организуется в разных
формах: участие в митинге, в торжественном параде, смотр военной песни и
строя. Совместно с родителями школьники являются участниками
всероссийского шествия «Бессмертный полк», Фестиваля патриотической
песни. Такое общешкольное дело будет способствовать формированию
российской гражданской идентичности лицеистов, развитию ценностных
отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом,
к исторической памяти о событиях тех трагических лет.

церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и
педагогов за активное участие в жизни лицея, защиту чести школы в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие
образовательного учреждения. Способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между
педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения
друг к другу.
На уровне классов:

выбор и делегирование представителей классов в
общешкольный Совет старшеклассников, ответственных за подготовку
общешкольных ключевых дел;

участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;

проведение в рамках класса итогового анализа детьми
общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:

вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела
школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т.п.);

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в
освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
26

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими обучающимися, с педагогами и другими взрослыми;

при необходимости коррекция поведения ребенка через
частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через
предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного
за тот или иной фрагмент общей работы.
2.8. Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
реализуются через:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнѐрами общеобразовательной организации;
- экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, на
предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в
том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению,
оценке мероприятия;


2.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой гимназии как:
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями
символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории,
исторической символики региона;
 организацию и проведение церемоний поднятия (спуска)
государственного флага Российской Федерации;
 размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических,
живописных,
фотографических,
интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности,
предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов
России);
 организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско27

патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
 разработку,
оформление,
поддержание,
использование
в
воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях
общеобразовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(холл этажей, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчѐты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т.п.;
 разработку и популяризацию символики общеобразовательной
организации (эмблема, флаг), используемой как повседневно, так и в
торжественные моменты;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций
творческих работ обучающихся в разных предметных областях,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений
в
общеобразовательной
организации,
доступных
и
безопасных
рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной
организации;
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
- деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
пространств, пришкольной территории;
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов,
инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для
воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной
организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально
доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями
2.10. Модуль Социальное партнерство (сетевое взаимодействие)
Реализация воспитательного потенциала социального партнѐрства
школы при соблюдении требований законодательства Российской Федерации
предусматривает:
 участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (государственные, региональные, школьные
праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
28

Акцент новых образовательных стандартов сделан в первую очередь
на развитие творческого потенциала детей и духовно-нравственное
воспитание. Однако, следуя новым стандартам образования, для создания
«идеальной» модели выпускника рамки воспитательного пространства
одного ОУ уже недостаточно. Должно быть организовано целостное
пространство духовно-нравственного развития обучающихся.
Этому способствует:
 участие представителей организаций-партнѐров в проведении
отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;
 проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков,
занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
Совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися,
педагогами с организациями-партнѐрами благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на
воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума,
позитивное воздействие на социальное окружение.
2.11. Модуль «Профилактика и безопасность»
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не
только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Пожалуй,
нет ничего другого в мире, чтобы мы теряли с такой беспечностью и
легкостью, как собственное здоровье. Данные официальной статистики и
результаты специальных научных исследований свидетельствуют о том, что в
последние годы для подростков стали характерны не только широкая
распространенность вредных привычек, но и более раннее приобщение к
ним. В современной, быстро меняющейся экологической обстановке в
России, возможности распространения среди подростков образа жизни
сопряженного с риском для здоровья, становятся все более широкими.
Опыт показывает, что большинство подростков испытывают
потребность в обсуждении различных проблем здоровья и информации,
касающейся личной безопасности. Поэтому одной из форм работы по
профилактике вредных привычек и приобщению детей к здоровому образу
жизни является просвещение. Подросткам необходима информация
квалифицированных специалистов по интересующим их вопросам.
Основной целью модуля является формирование ценностного
отношения к собственному здоровью и собственной безопасности,
основанного на знании своих потребностей, особенностей развития, и
выработанного в процессе занятий, индивидуального способа здорового
образа жизни.
Деятельность школы по формированию у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни, по вопросам гражданской обороны,
обеспечения первичных мер формированию личных убеждений, качеств и
привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной
жизни, включает несколько направлений:
29

- организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы,
организация просветительской и методической работы, профилактическая
работа с участниками образовательного процесса.
-разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике
правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление
систематической работы с обучающимися «группы риска»;
На внешнем уровне:
- встречи с представителями социально-правовой поддержки и
профилактики, проведение профилактических бесед, тренингов;
- беседы с инспектором ОДН, ПДН по вопросам профилактики;
- привлечение возможностей других учреждений организаций –
спортивных клубов, лечебных учреждений.
- участие в муниципальных соревнованиях: по правилам дорожного
движения.
На школьном уровне:
- участие в спортивных эстафетах;
- работа с призывной комиссией. Сбор обучающихся (юноши 9-10 кл.)
для прохождения приписной комиссии и медицинского освидетельствования;
- тематические мероприятия, приуроченные к празднику «Всемирный
день гражданской обороны»;
- тематические мероприятия, приуроченные к памятной дате «День
памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества»;
- профилактические мероприятия по безопасности дорожного
движения, пожарной безопасности (комплекс мероприятий);
- проведение профилактических мероприятий, посвященные
Всемирному дню борьбы со СПИДом.
На индивидуальном уровне:
- индивидуальная работа с подростками, «Спорт – альтернатива
пагубным привычкам», профилактические акции.
2.12. Модуль «Детские общественные объединения»
Первичное отделение Общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организации - Российское движение детей и
молодѐжи «Движение
первых»
–
общероссийская
общественногосударственная
детско-молодѐжная
организация.
Образовано
Учредительным собранием 20 июля 2022 года. Создано в соответствии с
Федеральным законом «О российском движении детей и молодежи» от
14.07.2022 N 261-ФЗ. Ориентирована на формирование социальной
активности, культуры, качеств личности у детей подросткового возраста на
основе их группового взаимодействия. Деятельность школьного отделения
РДДМ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей
на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и
занятости обучающихся. Участником отделения РДДМ может стать любой
обучающийся старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают
решение об участии в проектах РДДМ. Подростки получают навыки
30

эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими
людьми, проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный
выбор, способны понять свою роль в обществе.
Одно из направлений РДДМ «Движение первых» - программа
«Орлята России» – уникальный проект, направленный на развитие
социальной активности школьников младших классов в рамках
патриотического воспитания граждан РФ. В содружестве и сотворчестве
ребята и взрослые проходят образовательные треки, выполняют задания,
получая уникальный опыт командной работы, где «один за всех и все за
одного».
Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и Всероссийских
акциях «Дней единых действий» в таких как: День знаний, День туризма,
День учителя, День народного единства, День матери, День героев Отечества,
День Конституции РФ, День защитника Отечества, День космонавтики,
Международный женский день, День Победы, День защиты детей.

.
Ожидаемые конечные результаты
1. Совершенствование образовательного учреждения, обеспечивающего
становление личности выпускника, способной при любых неблагоприятных
условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к
взаимодействию в традициях русской православной культуры через
расширение содержания, форм организации воспитательной системы школы
посредством
интеграции
с
социальными
партнерами,
системой
дополнительного образования.
2. Введение в практику новых форм и методов духовно-нравственного
воспитания.
3. Совершенствование системы социально–педагогической поддержки,
обеспечивающей снижение факторов «риска» и асоциального поведения
через внедрение современных воспитательных технологий, применение
эффективных механизмов социализации, формирования здорового образа
жизни на основе духовно-нравственных принципов воспитания.
4. Создание в школе единого воспитательного пространства, главной
ценностью которого является личность ребенка, приобщение его к истинным
ценностям, формирование нового знания, ориентированного на умение при
любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу,
взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях русской
культуры.

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».