Коррекционно-развивающая программа АООП НОО (логопедические занятия, вариант 7.2)

Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий
для обучающихся по АООП ЗПР (вариант 7.2)
«Коррекция нарушений чтения и письма»
(1-4 классы)
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа по логопедии
начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) на основе
программы, составленной Л. Д. Мали, О. С. Арямовой, С. А. Климовой, Н. С.
Песковой, преподавателями Пензенского государственного педагогического
университета им. В. Г. Белинского. Программа логопедических занятий направлена на
создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования, в том числе на
обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в
особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях
обучения, и рассчитана на предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из
детей недостатков устной и письменной речи, формирование у них предпосылок
полноценного усвоения общеобразовательных программ по русскому языку и
дальнейшей социализации. Также логопедические занятия включают формирование
коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, навыков грамотного и безошибочного письма,
как показателя общей культуры человека.
Актуальность программы
Роль родного языка в воспитании детей школьного возраста очень велика. Через
речь ребёнок усваивает правила поведения,общения, договора между людьми о
взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об
увиденном, передавая ощущения и чувства. К числу важнейших задач логопедической
работы с детьми относится формирование связной речи. Успешность обучения детей в
школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и
воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы
на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия
требуют достаточного уровня развития детской речи. Связная речь представляет собой
развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое
и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных
предложений.
Цель и задачи программы
Цель реализации АООП НОО по логопедии обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.)
— обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и

культурного опыта, устранение недостатков устной речи и предупреждение
нарушений письменной речи у обучающихся 1-4 классов.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО по
логопедии обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных
задач:
- овладение учебной деятельностью, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся;
- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с
ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей;
- создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
- минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО;
- обеспечение доступности получения начального общего образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
- использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
- развитие речи, умения выбирать средства языка в соответствии с целями,
задачами и условиями общения;
освоение обучающимися первоначальных знаний о фонетике, лексике,
грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать;
- овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания, письменные тексты-описания и тексты-повествования
небольшого объема;
- воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного
отношения к русскому языку;
- побуждение познавательного интереса к языку,
- побуждение стремления совершенствовать свою речь.
В основу разработки и реализации АООП НОО по логопедии обучающихсяс ЗПР
заложены дифференцированный идеятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных
вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального
учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПРсоздаются и реализуются в
соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ к:
• структуре АООП НОО;
• условиям реализации АООП НОО;
• результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП
НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и
нарушенным развитием.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей
ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО по логопедииобучающихся с ЗПР
положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
начального общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной
области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми
видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами

познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников.Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая
и/или
функциональная
недостаточность
центральной
нервной
системы,
конституциональные
факторы,
хронические
соматические
заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный
диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню
возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной
сферы.
Контингент: обучающиеся 1-4 классов с фонетико-фонематическим и общим
недоразвитием речи 3 – 4 уровня, испытывающие стойкие трудности при усвоении
программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие
недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к
овладению полноценной учебной деятельностью.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР.
1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации
занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении,
обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение
таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
3.
Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно
продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим,
включать в план занятий физкультминутки.
4. Учитель - логопед должен следить за реакцией, за поведением каждого
ребенка и применять индивидуальный подход.

Организационно – педагогические условия по работе с детьми с ЗПР
Важно организовать процесс обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков, что проявляется:

в «пошаговом» предъявлении материала;

в использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития;

в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

в обеспечении особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики
психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении
интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;

в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации
успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима;

в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения,
а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию
дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения.
Оценка достижения обучающимися освоения программы
по логопедии
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы по логопедии,
составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на
следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются
одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения
программы.
Планируемые результаты программы
Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР являются
одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с

ОВЗ к результатам обучающихся, освоивших АООП НОО. Они представляют собой
систему обобщённых личностно ориентированных целей образования,
допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение
и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих
формированию и оценке.
Планируемые результаты:
• обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,
образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП НОО;
• являться основой для разработки АООП НОО Организациями;
• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ
учебных предметови учебно-методической литературы, а также для системы оценки
качества освоения обучающимися АООП НОО.
Освоение АООП НОО (вариант 7.2.) обеспечивает достижение обучающимися с
ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для
достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с
ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Метапредметные результаты освоения АООП НООвключают освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
(составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также
способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в
дальнейшем АООП основного общего образования.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики
содержания предметных областей включаютосвоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Методическое обеспечение программы
Планируемая по каждой теме и разделу программы – учебно-развивающая
деятельность
детей
под
руководством
учителя-логопеда.
Используются нетрадиционные формы проведения занятий:
- игровые технологии (ролевые игры, имитации жизненных ситуаций),
- информационно-коммуникативные технологии (просмотры презентаций),
- здоровьесберегающие технологии,
- проблемно-диалогическое обучение,
- практические задания с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, словарей, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок,
ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, тесты, анализ и просмотр текстов;
- проектная и исследовательская деятельность;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельного составления кроссвордов, шарад, ребусов, стихов, текстов,
рисование букв и слов, конструирование палочками, шнурком, камешками и мн. др.
Приемы и методы: словесные, наглядные и практические.
Ресурсное обеспечение программы:

- кадровое обеспечение: руководитель работы учителя-логопеда, учительлогопед.
- материально-техническое обеспечение: оснащение учебных занятий видео- и
аудио-техникой, проектором и компьютером, принтером, СД дисками, флэш картой,
раздаточным дидактическим материалом для детей.
Исследование эффективности программы:
- психологическое тестирование (изучение учебной мотивации, межличностных
отношений);
- диагностика речевых нарушений;
- анкетирование (изучение интересов учащихся, запросов родителей);
- педагогическое наблюдение;
- индивидуальные беседы с обучающимися, родителями, педагогом-психологом
о проблемах отдельных детей.

Краткое содержание разделов программы в 1 классе.
Раздел 1. Речь.
Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная.
Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать
громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение
выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание
нескольких скороговорок.
Раздел 2. Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и
многозначные слова. Слова - «родственники». Слова- «родственники» и слова«друзья» (синонимы). Слова - «родственники» и слова внешне сходные, но разные по
значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделять слова- «родственники» среди других слов, подобрать к
данному слову слова- «родственники», установить общность их значения на основе
элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов«родственников».
Умение определять лексическое значение слова (в том числе на основе
словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение
многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы ,
антонимы к данному слову.
Умение отличить слова- «родственники» от синонимов, омонимов и слов с
частичным графическим или звуковым сходством.
Раздел 3. Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и
восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения,
устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложении. Умение
редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении,
заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение
составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по
картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать
(произносить предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаками).
Раздел 4. Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных
предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте.
Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста.
Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по
опорным словам, по плану. Творческое дополнение готового текста. Восстановление
деформированного текста.
Раздел 5. Культура общения.
Волшебные слова. Слова- выражение просьбы, благодарности, извинения.
Слова-выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами –
выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной
речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/
парная работа, индивидуальная работа.
Сроки реализации (длительность, количество часов, периодичность
занятий): программа рассчитана на 1 год с периодичностью занятий 1 раза в неделю
(всего 33 часов).
Учебно-тематический план в 1 классе.
№/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема занятий
Входная диагностика.
Проверочный диктант
«Речь».
«Тише, громче…»
«Слова, слова, слова…».
«Озорные буквы»
«Слова играют в прятки».
«Слово и его значение».
«Прямое и переносное значение слова».
«Многозначные слова».
«Омонимы».
«Антонимы».
«Тематические группы слов».
«Наш цветной мир».
«Что на что похоже».
«Голоса природы».
Диагностика
«Загадки».
«Культура речи. Вежливые слова».
«Пословицы».
«Учимся рассуждать».
«Текст».
«Текст». «Заглавие текста».
«Заглавие текста».
«Тема текста»

Кол-во
часов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Крат
кое
содер
жани
е
разде

26
27
28
29
30
31
32
33

«Повторение пройденного».
«Опорные слова».
«Мы строим текст».
«План текста».
«План текста».
Проверочная работа
Проверочная работа
Диагностика

1
1
1
1
1
1
1
1

лов программы во 2 классе
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Устная и письменная. Выразительная речь. Умение коллективно разметить
текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы,
выделить логически ударные слова и сочетания слов. Знание скороговорок.
Раздел 2. Слово.
Повторение изученного в 1 классе.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова.
Изобразительные средства языка : сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить
лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного
анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и
переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать
образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем
слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении
предложений, текстов.
Раздел 3. Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение
редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении,
заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение
составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по
картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать
(произносить предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаками).
Раздел 4. Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Понятие о тексте. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.
Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение
определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять
планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение писать
творческое изложение с языковым разбором. Сочинение загадок.
Раздел 5. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение
использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации с нужной интонацией,
мимикой.
Контингент: обучающиеся 2 классов с фонетико-фонематическим и общим
недоразвитием речи 3 – 4 уровня, испытывающие стойкие трудности при усвоении
программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие

недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к
овладению полноценной учебной деятельностью.
Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/
парная работа, индивидуальная работа.
Сроки реализации (длительность, количество часов, периодичность
занятий): программа рассчитана на 1 год с периодичностью занятий 1 раза в неделю
(всего 35 часов).
Учебно-тематический план во 2 классе.
№/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятий

Кол-во часов.

Входная диагностика.
Проверочный диктант
«Слово. Значение слова».
«Многозначные слова».
«Омонимы»
«Омофоны, оморфомы».
«Синонимы».
«Антонимы».
«Фразеологизмы».
«Фразеологизмы».
«Пословицы».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Загадки».
«Изобразительные средства языка. Сравнение».
«Изобразительные средства языка. Олицетворение».
«Текст. Тема текста. Заглавие».
«Текст. Опорные слова».
«Опорные слова».
«Проверочная работа».
«Виды планов».
«Связь между предложениями в тексте».
«Связь между частями текста».
«Работа с деформированным текстом».
«Редактирование текста»
«Типы текста. Описание».
«Типы текста. Повествование».
«Типы текста. Рассуждение».
«Типы текста. Рассуждение».
Сочинение на тему «Мой выходной день».
«Редактирование текста».
«Редактирование текста».
Материал для КВН, викторин, конкурсов
«Повторение пройденного».
«Повторение пройденного».
Диагностика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

35

Диагностика

1

Краткое содержание разделов программы в 3 классе.
Раздел 1. Речь.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность,
точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика
речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной
подготовки.
Раздел 2. Слово.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка:
метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять
значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять
его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте,
объяснить значение с помощью толкового словаря. Жизнь слова. Откуда берутся
слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с
элементами словообразования. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте,
определять значение, стилистическую принадлежность.
Раздел 3. Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок
слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и
восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Раздел 4. Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста.
План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и
научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять
текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение
составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном
стилях. Связь между предложениями в тексте.
Раздел 5. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания просьбы, благодарности,
извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом
речевой ситуации.
Контингент: обучающиеся 3 классов с фонетико-фонематическим и общим
недоразвитием речи 3 – 4 уровня, испытывающие стойкие трудности при усвоении
программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие
недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к
овладению полноценной учебной деятельностью.
Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/
парная работа, индивидуальная работа.
Сроки реализации (длительность, количество часов, периодичность
занятий): программа рассчитана на 1 год с периодичностью занятий 1 раза в неделю
(всего 35 часов).

Учебно -тематический план в 3 классе
№/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тема занятий
Входная диагностика.
Проверочный диктант.
«Многозначные слова».
«Омонимы, омофоны, оморфомы».
«Фразеологизмы».
«Сравнения».
«Олицетворение».
«Слова нейтральные и эмоционально окрашенные».
«Откуда приходят слова».
«Этимология».
«Как тебя зовут?».
«Наши фамилии».
«Топонимы».
«Устаревшие слова».
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
«Типы текстов».
«Проверочная работа».
«Тема текста. Опорные слова».
«Связь предложений в тексте».
«Цепная связь предложений в тексте».
«Параллельная связь предложений в тексте».
«Параллельная связь предложений в тексте».
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».
«Единый временной план текста».
«Единый временной план текста».
«Стили речи».
«Культура общения».
«Научный стиль».
«Словари».
«Словари».
«Проверь себя».
Материал для КВН, викторин, конкурсов
«Повторение пройденного».
«Повторение пройденного».
Диагностика

Колво
часов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Краткое содержание разделов программы в 4 классе.
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность,
выразительность.
Умение
совершенствовать
свою
речь.
Работать
над
грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи.
Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению произведения.
Раздел 2. Слово.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры.
Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью
толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное
значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет- сравнительная
характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки, афоризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с
учетом лексических особенностей текста. Речевой этикет: формы обращения.
Раздел 3. Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и
восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения,
устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложении. Умение
редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении,
заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение
составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по
картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать
(произносить предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаками).
Раздел 4. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова.
Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный
(художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность
текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание,
рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в
художественном и научном стилях. Связь между предложениями в тексте.
Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение
определять средства связи предложений в тексте. Композиция текста. Завязка,
развитие действия, кульминация, развязка. Умение восстанавливать деформированный
текст.
Раздел 5. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания просьбы, благодарности,
извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом
речевой ситуации.
Контингент: обучающиеся 4 классов с фонетико-фонематическим и общим
недоразвитием речи 3 – 4 уровня, испытывающие стойкие трудности при усвоении
программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие
недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к
овладению полноценной учебной деятельностью.

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/
парная работа, индивидуальная работа.
Сроки реализации (длительность, количество часов, периодичность
занятий): программа рассчитана на 1 год с периодичностью занятий 1 раз в неделю
(всего 34 часа).
Учебно-тематический план в 4 классе.
№/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятий

Кол-во
часов.

Входная диагностика.
Проверочный диктант.
«Омонимы, омофоны, оморфомы. Каламбуры.».
«Фразеологизмы».
«Диалектизмы».
«Сравнение, эпитеты, олицетворение».
«Метафора».
«Пословицы и поговорки. Афоризмы».
«Сочинение по пословице».
«Анализ сочинений по пословицам».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Художественный стиль. Общее понятие».
«Сочинение-пейзажная зарисовка».
«Рифма».
«Диалог и монолог».
«Драматические импровизации».
«Композиция. Работа с деформированным текстом».
«Композиция. Работа с деформированным текстом».
«Композиция. Работа с деформированным текстом».
«Творческая работа».
«Сочинение-миниатюра в художественном стиле».
«Творческая работа».
«Газетно - публицистический стиль».
Деловая игра «Верстка газеты»
«Официально-деловой стиль».
«Тезисы. Конспект».
«Аннотация».
«Я пишу письмо».
«Личный дневник».
Сочинение «Мои любимые стихи».
«Конкурс на лучшее название конфет».
Олимпиадные задания.
«Повторение пройденного».
«Повторение пройденного».
Диагностика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся к концу
обучения:
Обучающиеся должны знать:

все звуки и буквы русского языка;

все основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем
и видим.)
Обучающиеся должны уметь:

вычленять отдельные звуки
в
словах, определять их
последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы
их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами
и мягким знаком;

вычленять слова из предложений;

чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их
соединения;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и
рукописным шрифтом;

Список использованной и рекомендуемой литературы:
 Линго Т. И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль:
Академия холдинг, 2002г.
 Лухтай Л. К., Виноградова О. Н. «Дидактический материал по развитию
речи в начальных классах». – Киев: Радянська школа,1990.
 Шкатова Л. А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение, 1989.
 Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
 Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и
организация коррекционной работы. М., 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».