Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий для обучающихся по АООП ЗПР (вариант 7.1) «Коррекция нарушений чтения и письма» (1-4 классы) Пояснительная записка В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста является очень актуальной. Логопедическая программа, представленная в данных методических рекомендациях, разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку, (автор Рамзаева Т.Г.) и может быть использована практикующими учителями-логопедами школ. Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от контингента класса и особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с ЗПР. Мы убеждены, что для качественного логопедического сопровождения учебного процесса нужна комплексная программа коррекционно-развивающих занятий, которая соответствовала бы специфике работы с детьми ЗПР. И усилиями методической службы школы была разработана комплексная логопедическая программа по коррекции дисграфии и дислексии у учащихся с общим недоразвитием речи, возникающим вследствие задержки психического развития. Она рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах: 1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов. 2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития. 3. Взаимосвязь речи и моторики. 4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы. 5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода. Данная программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимися, имеющими ЗПР с 1-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения). Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1- 4 классах – по 68 часов (2 часа в неделю). Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами. ПРОГРАММА индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР Направления работы логопеда Диагностическое Коррекционное Профилактическое Задачи Содержание и формы работы 1.Выявление детей с 1.Диагностика нарушениями общего общего и речевого и речевого развития, развития определение обучающихся. структуры и степени 2.Исследование выраженности результатов дефекта, обученности отслеживание логопатов. динамики общего и 3.Изучение состояния речевого развития. навыков письменной речи детейлогопатов. 1.Коррекция общего 1.Проведение и речевого развития индивидуальных и детей-логопатов, групповых направленная на логопедических формирование УУД, занятий по коррекции необходимых для их общего недоразвития самостоятельной речи, фонетикоучебной фонематических деятельности. нарушений, нарушений чтения и письма. 1.Обеспечение 1. Направление детей комплексного по результатам подхода к коррекции диагностики на недостатков общего и обследование и речевого развития лечение детскому обучающихся. неврологу, психиатру, офтальмологу и другим медицинским специалистам. Ожидаемые результаты 1.Характеристика образовательной ситуации. 2.Составление рекомендаций для родителей и учителей. 1.Сформированность языковых средств и умений пользоваться ими. 1.Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития. Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей. Алгоритм логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья I. Работа по выявлению учащихся нуждающихся в логопедической помощи. 1. Обследование обучающихся специального коррекционного класса, анализ результатов. 2. Обследование обучающихся индивидуального обучения, анализ результатов. 3. Работа с учителями. 3.1 Индивидуальные беседы. 3.2 Знакомства учителей с результатами обследования. 4. Работа с родителями. 4.1 Индивидуальные беседы, консультации. 4.2 Знакомство родителей с результатами обследования. 5. Контакт с врачом. 5.1 Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых нарушений. 5.2 Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК. 5.3 Своевременное направление детей к врачам-специалистам и на ПМПК. II. Организационная работа. 1. Оформление документации. 1.1 Составление планов работы (годовой, перспективный, календарный). 1.2 Оформление журналов логопедического кабинета и учёта детей с нарушением устной и письменной речи. 1.3 Заполнение речевых карт. 2. Комплектование групп, назначение индивидуальных и групповых занятий. 3. Утверждение расписания занятий. 4. Оборудование кабинета (подбор и изготовление материала, игр с учётом специфики работы с учащимися с речевой патологией). Коррекционно-развивающие направления логопедического сопровождения в МБОУ Григорьевская СОШ: 1. Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире. 2. Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к творческому высказыванию, умению строить связный письменный рассказ, развитие текстовой деятельности учащихся. 3. Формирование у детей направленности на звуковую строну речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению; 4. Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки двух основных групп русского языка - гласных и согласных. 5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка. 6. Пролонгирование логопедического сопровождения на второй ступени обучения по коррекции дизорфографии. Логопедическая служба оказывает содействие в успешной адаптации и социализации учащихся в данном образовательном учреждении в современном обществе, качественно помогает детям в освоении общеобразовательной программы. Характерными особенностями коррекционно-развивающей работы с детьми с задержанным развитием является обязательное систематическое и многократное повторение, которое обусловлено особенностями процессов памяти детей с ЗПР и направлено на отработку и воспроизведение полученных представлений и на более прочное усвоение знаний. Основными темами логопедической коррекции, которые требуют тщательной отработки и многократного повторения, являются такие: «Речь», «Слово», «Предложение», «Звук», «Звуки речи», «Гласные и согласные», «Звонкие и глухие», «Твердые и мягкие», «Слоговой состав слова». Данные темы являются фундаментом в совершенствовании фонетической системы языка. Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего: • положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям; • значимости правильного письма в обыденной жизни человека; • познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений); • графомоторного навыка и мелкой моторики; • саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением); • поведенческой и эмоционально – волевой сферы. *Количество логопедических занятий по Индивидуальному учебному плану составляет 1 час в неделю. Всего логопедических занятий по Индивидуальному учебному плану на учебный год –68 часов. На эти часы составлено подробное тематическое планирование на учебный год для учащихся 1-4-х классов (см. Приложение). 1 класс Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте. Задачи: 1. Дать понятие о слове и предложении 2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка 3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы 4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами 5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв Предложение (4 часа/ - 2 часа) Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из 3-х слов. Главные члены предложения. Слово (4 часа/ - 2 часа) Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов- признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов. Слоговой анализ и синтез слов (6 часов/ - 3часа) Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов». Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов (8 часов/ .- 2-3 часа) Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Буква – смыслоразличитель. Различие звуков и букв. Ударение (4 часа/ - 2 часа) Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного. Гласные и согласные звуки (12 часов/ .- 2-3 часа) Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. Звонкие и глухие согласные (18 часов/.- 3 часа) Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях. Сонорные согласные (6 часов/ 3 часа) Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах. Развитие связной речи (9 часов/ 3 часа) Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки. Использование лексических тем: «Осень». Особенности осени. «Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов. «Дикие животные». Ознакомление с животными области. «Детеныши диких животных». «Рыбы». Ознакомление с рыбой наших рек и озер. «Школьные принадлежности». «Части предметов». «Птицы». Знакомство с перелётными птицами. «Домашние животные». Ознакомление с домашними животными. «Детеныши домашних животных». «Зима». Особенности зимы. «Весна». Особенности весны. «Цветы и растения». Растительный мир. Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса: Учащиеся должны знать: конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова. Учащиеся должны уметь: вычленять звуки из слова, правильно их произносить; отличать гласные звуки и буквы от согласных; распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы; обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я; делить слово на слоги; выделять в слове ударный слог; правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения; пересказывать несложные тексты. 2 класс Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Задачи: 1.Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения ( с небольшим распространением) 2.Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове 3.Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё; 4.Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков 5.Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки 6.Обогащать словарный запас как путём накопления представлений об окружающем мире; новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования 7.Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи). Предложение и слово (6 часов/.- 2 часа) Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. Слова, обозначающие признак предмета. Слогообразующая роль гласного. Ударение (2 часа/ - 2 час) Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы (10 часов-/ 2 часа) Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные (8 часов/- 2 часа) Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства (6 часов/ 2 часа) Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в связной речи. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в связной речи. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [сь-щ] в связной речи. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в связной речи. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в связной речи. Словообразование (20 часов/ - 2 часа) Образование слов при помощи уменьшительноласкательных суффиксов. Суффиксы профессий. Суффиксы в образовании детёнышей животных. Суффиксы прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Согласование. Образование слов при помощи приставок. Предлоги и приставки (16 часов-/ 2 часа) Практическое знакомство с предлогами. Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация. Предлоги: от, к, до,для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к. Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. Составление предложений из заданных слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок. Употребление предлогов в связной речи. Использование лексических тем: «Овощи- фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов. «Осень». Особенности осени. «Мебель». Знакомство с продукцией мебельных фабрик города. «Посуда». «Насекомые». «Рыбы». Ознакомление с исчезающими видами рыбы рек и озер. «Профессии». Профессии нашего города. «Семья». Показать, что историю делают простые люди, наши близкие. «Зима». Особенности зимы. «Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами. «Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в нашей стране. «Детеныши животных». «Весна». Особенности весны в нашей стране. «Труд на селе». Ознакомление с трудом сельских жителей. «Домашние животные». Ознакомление с разновидностью домашних животных. «Растения весной». Продолжать знакомство с растительным миром. Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса: Учащиеся должны знать: гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения. Учащиеся должны уметь: правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета; распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки; распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки; распознавать парные согласные; обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь; пользоваться различными способами словообразования; владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова; писать раздельно предлоги со словами; правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения. 3 класс Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Задачи: 1.Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи 2.Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове 3.Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования 4.Подготовить к усвоению морфологического состава слова 5.Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения 6.Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции. Предложение и слово (2 часа/.- 2 часа) Речь и предложение. Предложение и слово. Слоговой анализ и синтез слова (6 часов/.- 2 часа) Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Звуки и буквы (4 часа/ - 2 часа) Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости с помощью мягкого знака (4 часа/ - 2 часа) Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. Обозначение мягкости с помощью гласных (10 часов/.-2 часа) Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й]. Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные (6 часов/ - 2 часа) Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов. Предложения (6 часов/ 2 часа) Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. Морфологический состав слова(8 часов/ 2 часа) Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. Безударный гласный (6 часа/ - 2 часа) Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Предлоги и приставки (6 часов/ - 2 часа) Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами. Связная речь (10 часов/ - 2 часа) Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам. Использование лексических тем: « Как я провел лето». Особенности лета в нашей стране. «Осень». Ознакомление с работой на селе. «Птицы». Знакомство с представителями птиц, занесенных в Красную книгу. «Растения и животные». Знакомство с представителями животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу. «Дикие животные и их детеныши». Продолжить знакомить с обитателями лесов. «Зима». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года в нашей стране. «Зимние забавы». «Весна». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года в нашей стране. «Водоём и его обитатели». Продолжить знакомство с обитателями водоемов. «В гостях у бабушки». Продолжить знакомство с жизнью на селе. «Работа в поле». Познакомить с сельскими профессиями нашей области. Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса: Учащиеся должны знать: слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Учащиеся должны уметь: производить звукобуквенный анализ слов; устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове; пользоваться различными способами словообразования; владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова; использовать в речи различные конструкции предложений. строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность); точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания. 4 класс Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Задачи: 1.Расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования 2.Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова 3.Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций 4.Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции. Состав слова (10 часов/. – 2 часа) Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание. Безударные гласные (4 часа/– 2 часа) Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы. Согласные звуки и буквы (4 часа/– 2 часа) Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова. Словосочетания и предложения (4 часа/– 2 часа) Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний. Согласование (4 часа/. – 2 часа) Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. Словоизменение прилагательных (4 часа/– 2 часа) Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам. Словоизменение глаголов (4 часа/– 2 часа) Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде. Предлоги и приставки (4 часа/– 2 часа) Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок. Управление. Словоизменение имен существительных по падежам (14 часов/. – 2 часа) Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. Части речи (4 часа/– 2 часа) Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам. Связь слов в словосочетаниях и предложениях (4 часа/– 2 часа) Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста. Связная речь (8 часов/–2 часа) Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану. Использование лексических тем: Профессии нашего города. «Растения и животный мир». Закрепление знаний о представителях флоры и фауны в нашей стране. «Транспорт». Уточнение знаний о транспорте города. «Перелетные птицы». Ознакомления с птицами, зимующими в нашем крае. «Мебель». Совершенствование знаний о мебели, производимой на мебельных фабриках. «Дикие животные». «Профессии и инструменты». Знакомство с профессиями сельских жителей в нашей стране. «Жилища животных». Знакомство с жилищами животных, обитающих в нашей стране. «Зимние зарисовки». Особенности зимы в нашей стране. «Дикие и домашние животные». Особенности животного мира в нашей стране. Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса: Учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова. Учащиеся должны уметь: активно пользоваться различными способами словообразования; владеть навыками усвоения морфологического состава слова; владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания; составлять план текста. ПРИЛОЖЕНИЕ Календарно - тематическое планирование, 1 класс Тема 1. Диагностика устной и письменной речи. Предложение. 2. Предложение 3. Слово 4.Слово 5.Слоговой анализ и синтез слов 6. Слоговой анализ и синтез слов 7.Звуки речи 8.Звуковой анализ и синтез слов 9. Звуковой анализ и синтез слов 10.Ударение 11.Ударение 12. Гласные первого ряда 13.Гласные второго ряда 14.Образование согласных звуков 15.Дифференциация гласных и согласных звуков 16.Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обследование речи. 17-18.Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. 19-20. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. 21-22. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. 23-24. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация зс в предложениях. 25-26. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. 27-28. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. 29-30. Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах. Количество часов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31. Обучение последовательному пересказу по вопросам. 32. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. 33. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки. Диагностика речи. Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часов Календарно - тематическое планирование, 2 класс Тема Количество часов 1. Диагностика письменной речи. Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. 2.Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. 3.Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов 4.Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. 5.Мягкий знак на конце слова и в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. 6.Разделительный мягкий знак. 7.Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. 8.Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. 9.Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. 10.Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. 11.Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. 12.Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи 13.Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. 14.Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. 15.Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. 16.Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [щ-ч] в связной речи. Обследование. 17.Учимся писать суффиксы:-ик,-чик 18.Суффиксы: -енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец. 19.Суффиксы профессий. 20.Суффиксы в образовании детёнышей животных:- ат, -ят. 21.Суффиксы прилагательных: -ин,-ач,-ич,-ов. Притяжательные прилагательные. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. 22.Суффиксы наречий. 23.Закрепление. Суффиксы глаголов. Согласование. 24.Значение приставок. 25.Учимся писать приставки. 26.Закрепление. Образование слов при помощи приставок. 27.Предлоги: от, к, до. 28.Предлоги: за, из-за. 29.Предлоги: через, сквозь, между 30.Предлоги: про, о, об (обо) 31.Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. 32.Составление предложений из заданных слов с предлогами. 33.Дифференциация предлогов и приставок. 34.Проверочная работа по теме «Предлоги». Диагностика. Всего: 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 часов Календарно - тематическое планирование, 3 класс Тема 1. Диагностика письменной речи. Речь и предложение. Предложение и слово. 2. Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. 3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. 4. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. 5.Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. 6.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. 7.Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. 8.Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. 9. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. 10. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. 11. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. 12. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. 13. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. 14. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. 15. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. 16. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов. Обследование. 17. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. 18. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. 19. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. Количество часов 2 20. Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. 21 . Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова. 22. Приставка. Префиксальный способ образования слов. 23. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. 24.Безударные гласные в корне. 25.Безударные гласные в корне. Антонимы. 26.Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. 27.Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Словасинонимы. 28.Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами.Дифференциация предлогов и приставок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29.Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами. 30.Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. 31. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. 32. Пересказ по вопросам. 33. Пересказ текста по опорным словам. 34. Пересказ текста по предметным картинкам. Проверочная работа. Диагностика письменной речи. Всего: 1 1 1 1 1 1 35 часов Календарно - тематическое планирование, 4 класс Тема 1. Диагностика письменной речи. Состав слова. Корень как главная часть слова. 2.Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. 3.Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. 4.Приставки пространственного и временного значения. 5.Окончания. 6.Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. 7.Выделение слов с безударными гласными. Словаантонимы. 8.Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова. 9.Оглушение звонких согласных в середине слова. 10.Выделение словосочетаний из предложений. 11.Составление предложений из словосочетаний. 12.Согласование слов в числе. 13. Согласование слов в роде. 14.Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. 15.Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. 16.Согласование глаголов с именами существительными в числе. Контрольное обследование. 17. Согласование глаголов с именами существительными в роде. 18. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. 19. Дифференциация предлогов и приставок. 20. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). 21 . Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). 22. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). 23. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). 24. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). 25. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? Количество часов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 (предложный падеж). 26. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. 27. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. 28. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам. 29. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. 30. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста. 31. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. 32. Составление рассказа по его началу. 33. Составление рассказа по данному концу. 34. Диагностика письменной речи. Составление рассказа по данному плану. Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 часов ЗАКЛЮЧЕНИЕ Необходимость данной работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с ЗПР. Учитывая, что дисграфия и дислексия у детей с задержанным развитием возникает на фоне общего недоразвития речи, коррекция нарушений письменной речи ведется на основе лексической темы, что способствует активизации и обогащению словаря учащихся. И все же первостепенное значение в логопедическом сопровождении детей с задержанным развитием принадлежит формированию связной речи. Это обусловлено потребностями детей, т.к. учитель, работающий в начальной школе, не имеет возможности глубоко и полно подготовить ребенка в вопросах формирования у него текстовой деятельности. После обучения в начальной школе логопеду удается скоррегировать фонематический слух, частично лексико-грамматический строй, а вот развитие связной речи остается на низком уровне. Следовательно, дети не готовы в среднем звене к самостоятельной текстовой деятельности (к написанию изложений, сочинений, описательных рассказов и т.д.), к тому же итоговая аттестация по русскому языку проходит в виде изложения. Таким образом, система логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями. ЛИТЕРАТУРА: 1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с. 2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007. 3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4. 4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с. 5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44. 6.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с. 7.Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медикопедагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5 – С. 66. 8.Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с. 9.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с. 10.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г. 11.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35. 12.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1. 13.Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18. 14.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационнопедагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционноразвивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.